суббота, 1 октября 2016 г.

Нравится, и всё тут: Запрещённый приём



А я не знаю, почему,
Но ты мне нравишься (с).
В последнее время я смотрю очень много кинообзоров, поэтому возникают логичные мысли тоже писать про кино. Не зря же я учусь на сценарно-киноведческом. Конечно, эта рубрика была бы уместнее в видеоформате, но так как у меня нет ресурсов, придётся обходиться скриншотами и словесным описанием.
Мой вкус, хоть в кино, хоть в музыке, хоть в пище, весьма странный. Вроде как, я не слишком прихотлива. Институт отбил у меня не только мотивацию, но и объективность, а также ещё сильнее ухудшил самооценку. Поэтому вместо того, чтобы придирчиво анализировать кинопродукцию разных сортов и совершенствовать свой вкус, я просто думаю при просмотре: «Ну, сняли же, время потратили, деньги потратили, хотели что-то сказать… Ну как тут судить строго? Они ведь художники, наверное, они так видят. Возьмись за это я, лучше бы не получилось, так зачем придираться? Сперва добейся». И вот таким образом я оказываюсь в числе тех зрителей, которые, по выражениям многих обзорщиков…

И я честно хаваю.
Иногда здравый смысл и хороший вкус всё же просыпаются, но чаще они находятся в летаргическом сне. И мне внезапно приходятся по нраву вещи, которые адекватные люди и кинокритики забрасывают роттентоматами или даже просто матами. Адекватно объяснить, почему мне это нравится, хотя мне стоило в ту сторону плюнуть, я не могу. Ну вот нравится и всё. Задевает что-то там внутри.
Один из таких фильмов – «Запрещённый приём» Зака Снайдера. Попробуем же разобраться, что там такое мне приглянулось.
(Ребят, я вас не зазываю в этот долгий тернистый путь: я сама пытаюсь разобраться, что со мной не так. Поэтому на этой фразе вы можете выйти)
ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ.


1.      История.
Начнём, всё-таки, с главного. Фильм рассказывает о девушке, которую отчим упрятал в сумасшедший дом, желая заполучить наследство жены. В тайне ото всех владелец сумасшедшего дома назначает ей лоботомию, которая в Америке уже запрещена. Лечением пациенток занимается мадам Горски. У неё есть своя методика, напоминающая гештальт-терапию. Сначала Горски воссоздаёт ситуацию, из-за которой пациентка оказалась в учреждении, потом предлагает ей придумать иное развитие событий, иной мир, «который может быть реальнее всякой боли».
Дальнейшее развитие фильма следует этой концепции, и мы видим уже не непосредственно лечебницу, а то, что главная героиня воображает вместо неё. Здесь были претензии (наверное), что фильм поощряет всякие иллюзии, которые отрывают людей от реальности, а также обвинение сценариста в постоянных скачках из одного мира в другой. С точки зрения идеи, мне кажется, всё не так просто. Возьмите, к примеру, фильм «Жизнь прекрасна». Там ведь герой Бениньи тоже говорит сыну, что концлагерь – это одна большая игра в прятки. Возьмите недавно вышедший «Полный расколбас»: бессмертные придумали для продуктов легенду о лучшем мире за пределами супермаркета, чтобы тем было не так страшно умирать. Вы осуждаете этих героев?
Так и здесь. Главную героиню ждёт пусть и не смерть, но лоботомия, а это значит, что вся её оставшаяся жизнь будет уже не под её контролем. Поэтому она контролирует миры, которые создаёт сама, и это делает её сильнее.

В воображении девушка превращает психушку в подпольный клуб для криминальных авторитетов, а пациенток – в танцовщиц. Вы скажете: «Не слишком логичное превращение!». Ну… Сами посудите. Вам приятно смотреть на униформу, разруху, угнетающую атмосферу лечебницы? И при этом знать, что через пять дней от вас останется только безвольное тело? Проживать последние дни своего разума в грязи – не самое лучшее, поэтому воображение героини рождает блеск, танцы, музыку, грим. Но там – другого рода грязь.
Итак, в клубе она становится новой танцовщицей, ей дают прозвище Куколка, и в этой реальности её через пять дней должны продать некоему мажору. Но сперва ей надо научиться танцевать и хотя бы несколько раз выступить. Горски, здесь уже балетмейстер, снова включает музыку и снова предлагает сосредоточиться на мыслях. Героиня танцует, и пока она танцует, она снова придумывает миры. В её фантазиях она встречает архетип мудрого старца, который рассказывает ей, как сбежать. Для этого героине нужно добыть пять предметов: карту, огонь, нож и ключ, а пятый предмет не называет, говорит только, что только она может его найти и сама поймёт, что это, когда будет нужно.
Здесь была ещё претензия: дескать, мы так и не увидели, как она танцует, а нам же интересно, чего все так всполошились и почему, когда она танцует, все роняют челюсти. Ну… я тоже не знаю этого, поэтому давайте-ка тут вы сами включите фантазию и сами всё додумаете. Могу только предположить, что танцевальные движения повторяют движения Куколки, когда она выполняет задания.
Куколка находит союзниц: ещё четырёх девушек, которые не прочь сбежать. Она знакомится с их историями (ну, почти со всеми), узнаёт, как они попали в лечебницу-клуб. Происходят небольшие разборки и выяснения отношений по поводу того, что будет, если план раскроют, и так далее. Но всё-таки команда собирается, и пока Куколка отвлекает обладателей четырёх предметов танцами, они тихонько их уносят. В воображении Куколки это тоже показывается, как мини-боевик в альтернативных мирах.
Но в итоге происходит предательство одной из участниц, пара смертей, и девушек остаётся только двое… О том, чем всё закончилось, напишу чуть позже, потому что это отдельная тема.
Итак, что мы имеем? У нас есть героиня, которой сочувствуешь: она пострадала ни за что по вине корыстного человека. У неё не так много времени, чтобы спастись, и это подстёгивает темп. Есть силы, которые явно превосходят героинь, но шанс на победу всё же есть, поэтому за противостоянием не скучно наблюдать. Есть зрелищные драки, а также красивый мир бурлеска в качестве контраста. Есть глубокий неоднозначный финал, который заставляет задуматься и о котором позже. Для мужчин: там даже пин-ап фансервис есть (примечание: это просто качество, которое может привлечь зрителя, а не обязательный признак хорошего фильма). Казалось бы, что ещё нужно для того, чтобы посчитать фильм хорошим?
Но… Всё так, как есть.

2.      Саундтрек.
Пара слов (в буквальном смысле) о музыке: она великолепна. Саундтрек – это качественно сделанные каверы на рок-хиты: тут вам и Pixies, и Игги Поп, и The Beatles, и The Smith… В некоторых песнях поёт, кстати, сама Эмили Браунинг.
Вообще саундтрек «Запрещённого приёма» можно сравнить, наверное, с саундтреками фильмов Тарантино. Берётся хорошая музыка, пусть и не написанная специально для фильма специальным композитором, но прекрасно передающая атмосферу. Из этого получается совершенно замечательный альбом, который можно слушать и вне контекста. У меня в аудиозаписях ВКонтакте есть целый каталог: «Замечательные каверы». Так вот, он об этом.
И, конечно, можно придираться, что во время действия (50-е годы) этих песен не было, тем более, в таких аранжировках. Могу объяснить это тем, что и сам фильм – это как бы другой мир внутри другого мира, нереальный, но правдоподобный в воображении. То есть, если бы мы смотрели этот фильм именно в пятидесятых годах, создалось бы ощущение полного погружения. Ладно, это уже удел СПГС.

3.      Персонажи.
Для начала: их немало. Во-первых, это сама Куколка, настоящее имя которой мы так и не узнаем. Но такая «фишка» здесь практически у всех: мы либо знаем только прозвище, либо только фамилию, либо ни того, ни другого. Вы скажете: «Косяк!», я скажу: «Приём». И Снайдер так скажет, скорее всего.
Помимо главных, есть ещё и персонажи второстепенные. Некоторые остались совсем за кадром, как, например, мать Куколки, а некоторые были убиты после того, как побывали на экране от силы минуту (как младшая сестра Куколки). Правда, их смерти дают нам понять, что же случилось, почему, собственно, наступила завязка.
Что же касается раскрытия характеров? Должна признать: здесь не без огрехов (вот видите, видите, я ещё не совсем растеряла объективность!). Злодеи тут, по большему счёту, преувеличенно злодейские. Отчим, например, и повар… Блю, всё-таки, относительно расписан. Он неравнодушен к танцовщицам и Горски, но и он – корыстная тварь, которая предпочитает не сдерживать либидо. Однако даже на этом фоне фильм трудно назвать яро профеминистским. Единственные положительные мужские персонажи – это наставник и (относительно) специалист по лоботомии, который просто выполнял свою работу.
Женские персонажи – основа фильма. У нас есть команда танцовщиц во главе с Куколкой. Она – хрупкая снаружи и сильная внутри. Мы понимаем её и хотим, чтобы её план удался. Мы видим её зажатость, которой становится меньше ближе к финалу. Казалось бы, странно с её зажатостью воображать себя танцовщицей кабаре, но чего себе не представишь, когда против тебя ополчилось столько мужчин.
Итак, здесь всё более-менее просто и ясно. Ещё нас знакомят с двумя сёстрами: Милашкой и Ракетой. Милашка – типичная старшая сестра, поэтому часто берёт «шефство» над остальными и ставит условия. Её тоже можно понять: она оберегает Ракету, младшую сестру, из-за которой, в сущности, и оказалась в клубе-лечебнице. Вообще, Ракете отдельное спасибо. Мне кажется, у Джены Мэлоун большое будущее, и она может сыграть много колоритных ролей, хотя пока ей попадаются в основном амплуа дерзких девиц, и «Запрещённый приём» - не исключение. Хотя она справилась. Ракета как будто смирилась с бытом клуба и воспринимает свою работу как должное: всё-таки, она сама сбежала из дома и сама на это напросилась. Но всё-таки пытается и Куколку с этим примирить. В итоге из сестёр получается правдоподобный тандем, где взбалмошность одной уравновешивает здравый смысл другой.
У нас есть ещё две героини: Блонди и Эмбер. Вот тут-то и начинаются некоторые проблемы. После просмотра затрудняешься сказать, чем именно они особенны. Ну да, Эмбер добыла зажигалку и первая прониклась симпатией к Куколке, а Блонди поначалу вела себя насмешливо и оказалась предательницей поневоле, и обеих вывели из фильма. Но если гибель Ракеты сыграла свою роль и дала дополнительный конфликт Милашке, то с убийством этих героинь как будто бы мало что меняется. Это печально.

Отдельное слово надо сказать и о Горски. Во-первых, она сказочно привлекательна, а во-вторых, очень радует её отношение к героиням. Видно, что она искренне хочет им помочь, а не прикрывается заботой, как Блю.

4.      Финал.
Не секрет, но финал тесно связан с началом фильма: помните закадровый голос в предыстории Куколки, рассказывающий об ангелах-хранителях? Так вот, в финале мы наконец-то узнаём, чей он, и это разворачивает историю если не на 360, то на 180 градусов уж точно. Возможно, этот поворот дал мало что нового, но вы только подумайте: вся эта история от начала до конца велась от лица Милашки, хотя главная героиня – Куколка. Получается, какую работу надо было проделать рассказчице, чтобы представить её мысли, фантазии, её жизнь до попадания в психушку… Да, звучит, как косяк сценариста, но дело вот в чём. Изначально Милашка относилась к героине с пренебрежением, призывала подруг не привязываться к ней, а иногда и перетягивала лидерство на себя. Возможно, она видела в Куколке конкурентку. И тем краше воспринимается финальный поворот, когда Куколка понимает, что пятый элемент – это она и есть, и меняет цель «спастись» на «спасти хоть кого-то». Её жертва – это сильный поступок, на который она идёт спокойно.
В режиссёрской версии фильма есть сцена, где Куколка оказывается у мажора, а потом в реальности ей делают лоботомию. Сцена просто кишит фрейдизмом, но мне не кажется, что это упрёк. Ну, а что: на Юнга мы намекнули, теперь и на Фрейда нужно.

После просмотра обеих версий не могла понять, как относиться к этому моменту, и зря ли его вырезали. Потому что самопожертвование Куколки воспринимается одинаково сильно как в прокатной, так и в режиссёрской версии, и вовсе не обязательно было показывать подробности. Хотя с другой стороны это выглядит как недомолвка прокатчиков: уж если вы рассказываете историю Куколки и то, как она преломляет реальность, то покажите всё до конца, включая сам приём и процедуру лоботомии. Может, это так же важно, как и её танец.
Иными словами, финал, на мой взгляд, чудесен и глубок. Обман раскрывается, негодяев наказывают, Милашка сбегает, но для Куколки уже всё кончилось, поэтому хэппи-энд не получается окончательным и приторным. Героиня как бы выходит из колеса Сансары: она перестаёт воспринимать внешнюю агрессию мира, иллюзии закончились, но теперь она всё равно словно в одном большом сне. И никто не знает, что на этот раз будет твориться у неё в голове.

5.      Антураж.
Вы помните, я говорила про пин-ап фансервис, блеск и красивые костюмы. Всё это сочетается с теми серовато-синими оттенками, которые так любит Тим Бёртон, и, надо сказать, сочетается неплохо. Не забыто также и фирменное снайдеровское слоумо. Локации обустроены на должном уровне: у каждой из них своя атмосфера.
Быть может, в какие-то моменты не очень верится, что дело происходит в пятидесятых, но теорию об этом вы уже прочли выше. Также местами там явно преувеличенно световое решение (угнетающая погода, тучи и нереально яркий свет в сцене, где Милашка меняет платье), но, возможно, это ещё один намёк на относительность происходящего. Как я люблю говорить, это «фильм про подсознание», а подсознание часто играется с гротеском. По этой же причине я называю так аниме Black Rock Shooter и так же сильно его люблю.

6.      Промо-анимация.
Это такой маленький приятный бонус. Есть несколько рисованных короткометражек, которые рассказывают предыстории тех миров, где сражаются героини. Не сказать, что это как-то сногсшибательно влияет на развитие истории Куколки, зато придаёт правдоподобности этим самым мирам. Зрителю как будто говорят: «Смотрите, это всё не просто так, там тоже есть жизнь». Ну, и просто графика приятная, посмотрите.

Итог очевиден: да, у фильма есть недочёты, да, я это признаю. Но это не отменяет факта, что фильм может понравиться кому-то ещё, кроме меня. По-моему, всё-таки есть, за что его любить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий