вторник, 11 октября 2016 г.

Стальной Алхимик: 2003 vs 2009



Тут недавно было третье октября (ну, как недавно… неделю назад). Для фэндома по Fullmetal Alchemist это очень важная дата: именно с этого дня начался путь братьев Элриков. Поэтому (и потому ещё, что я люблю это аниме), пожалуй, постараюсь ответить самой себе на вопрос: а какая версия лучше?

Для тех, кто не знаком с фэндомом: у аниме было два варианта. Один – 2003-го года, который шёл по СТС вместе с другими мультиками, и перезапуск 2009-го, который по ТВ в России не показывали. Вообще сам факт, что вперемежку с чисто детским контентом показывали аниме, где есть кровь, каннибализм, убийства и другие вещи, способные напугать даже взрослого, меня до сих пор малость шокирует. Это же каким надо быть ретроградом, чтобы, увидев, что сериал рисованный, автоматически посчитать его детским? Ладно этот стереотип до сих пор живёт во ВГИКе, но Алхимик-то, на секундочку, японская анимация. Львиная доля аниме изобилует кровью и жестокостью (не всё, конечно: и у них есть чисто детский продукт вроде «Революции пузырьков»). И это не секрет. У японцев менталитет и отношение к смерти разительно отличается от нашего. Если произведение – совершенно из другой культуры, неужели так сложно проверить его на наличие подводных камней? Я не призываю к недоверию и ксенофобии, но надо же мириться с мыслью, что мультики могут быть не только для детей, что анимация – это просто способ раскрыть идею!
Ну ладно, рассуждения в сторону. Я буду сравнивать сериалы по восьми категориям. Здесь, исходя из названия, стоило бы позаимствовать формат «Битвы титанов» у Chuck Review и зачислять баллы. Но я посчитала их предварительно, и вышла ничья. Поэтому это будет простое сравнение. И предупреждаю заранее: СПОЙЛЕРЫ!


1.      Близость к первоисточнику.

На самом деле, «победитель» в этом раунде совершенно понятен: это версия 2009-го. Ведь из-за чего, собственно, начали перезапуск? Во-первых, из-за рейтингов и популярности, во-вторых, чтобы сделать аниме гораздо ближе к оригинальной манге Хирому Аракавы. Мангу я не читала, но если верить Википедии, то они и правда очень близки, или, по крайней мере, ближе, чем вариант 2003-его. Правда, это касается не всей вселенной. Википедии не стоит верить целиком и полностью: там, например, написано, что в версии 2003 не упоминается никаких стран, кроме Аместриса, а следовательно, их просто нет. Но Драхма-то упоминается в 46-м эпизоде, так что всё в порядке. Про империю Син, правда, уже ни слова.
Для меня соответствие оригиналу – важный пункт. Мне всегда нравится, когда от авторской задумки мало отступают: это как бы выражает уважение к автору. Однако в первоначальной адаптации были изменения, которые, как мне кажется, оригинал улучшили. Но подробнее об этом – позже.

2.      Опенинги.

Итак, с чего начинается любой сериал? Правильно, с опенинга (за исключением тех случаев, когда он идёт после экспозиции). И здесь мне, признаться, больше нравятся опенинги ТВ-1. Они как-то больше мне запомнились. В ТВ-2, правда, первый опенинг был лучше, чем первый опенинг ТВ-1, но на этом, в принципе, всё. Первый – да, остальные – как в тумане. И если бы Again сделали первым опенингом ТВ-1, было бы вообще здорово.

3.      Графика.

Пока наши уши слушают опенинг, наши глаза видят графику. В обоих сериалах она, в принципе, неплоха: нет этих непропорциональных глаз на две трети лица и лошадиных профилей. В общем, утрирования в меру и только в комических целях – всё как я люблю. Графика более проработанная, нежели в Shaman King (хотя его я обожаю; не в обиду будет сказано). Однако перезапуск позволил себе не только подвинуться ближе к оригиналу, но и пойти дальше в плане визуала. Здесь графика чётче, ярче и красивее. Хотя дизайн некоторых персонажей (скажем, Хоэнхайма, Шрама и Похоти) мне больше нравится в старой версии. Кимбли – исключение, он в перезапуске красавец. Но ещё в 2009-м лучше отрисовали бои, усилили детализацию. И это, несомненно, плюс перезапуска. Также видны изменения во внешности героев, произошедшие с течением времени. Братья Элрики заметно повзрослели и возмужали, в это верится. Не вечно же быть мальчиками, которых от земли не видно) Только не обижайся, Эд: я сама от этого страдаю.

4.      Герои.

Итак, это уже солидная категория, ровно как и следующая. Пожалуй, эти два абзаца будут самыми длинными, так как раз уж мы заговорили о героях, придётся говорить и о сюжете.
Итак, главные герои и там, и тут – братья Элрики, алхимики. Их отцом был Хоэнхайм, гений алхимии, а матерью – Триша Элрик. Отец исчезает, мать умирает, дети пытаются её воскресить… Впрочем, кто смотрел, тот и так всё помнит. В обеих версиях аниме они развиваются, взрослеют, меняются.
Но вот что касается персонажей второстепенных? Таких, например, как Риза, Барри Мясник, доктор Марко, Йоки и многих других. Ну, что же, тут я могу сказать только одно: их всех раскрыли лучше в перезапуске. Приятно видеть, что персонажи, которые обычно стоят поодаль, тоже играют важную роль. Это стоило того, хотя сериал 2003-го неплохо смотрится и без расширения их линий. Мы и так понимаем, что Рой Мустанг много значит для Ризы, а остальные персонажи… На них, конечно, забавно и интересно смотреть, но и без них, опять же, было тоже хорошо.
Ещё один нюанс: помимо расширения сюжетных линий у второстепенных героев, перезапуск завёз ещё пачку совсем новых. Это расширило не только сюжет, но и вселенную аниме. Мы подробнее прошлись по его географии, увидели жителей империи Син, мельком увидели войска Драхмы (правда, они через пять минут самовыпилились, но это не важно). Кстати, если я с уверенностью в 99% могу сказать, что Син списан с Китая (даже название похоже), то Драхма – это… Как если бы одна из множества русско-турецких войн была бы проиграна, произошла бы смесь культур и образовалось новое государство.
Особого внимания заслуживают Линг, его телохранители, Мэй-чан и Оливия Армстронг. Честно, когда появилась последняя, я поняла, как же я ошибалась. Я-то думала, что волевая сенсорика во плоти – это Изуми Кёртис, а, оказывается, нет. Не буду пускаться в соционические дебри и типировать всех подряд, так как мой мозг был вынесен ещё на самых первых попытках и самых главных героях.
Считается, что в первой версии аниме Элрики не меняются совсем, а в перезапуске – наоборот. Лично мне так не кажется (я про первую часть утверждения). Событий с ними произошло очень много и там и там, и в финальных сериях ТВ-1 всё-таки было заметно, что Эдвард говорит и действует по-другому. У него поубавилось пылкости и безбашенности: он уже повидал на своём пути всякое. Да, Эдвард из первых серий чем-то похож на себя из последних, но хотя бы виден прогресс после событий с Ниной.
Развитие Альфонса в первом аниме произошло специфично, так как в финале у него немного отшибло память, и формально развитием это назвать нельзя. Наоборот, это как бы скачок назад. Однако это даёт повод к новому развитию.
Что же касается Уинри, то с ней всё более-менее стабильно. Она как заботилась о братьях (и в особенности об одном), так и продолжила заботиться. Как покрикивала на них (и в особенности на одного), так и продолжила покрикивать. Правда, финалы версий разошлись, и соответственно изменился исход её судьбы, но об этом потом.
Лично мне больше всего нравятся: семья Хьюза, Альфонс Элрик, подчинённые Мустанга, Ческа, майор Армстронг, Дэнни Блош и Мария Росс. И ещё Ливия, но вы вряд ли помните, кто это (только если читали мой топ третьих лишних)))). И, само собой, животные. Они всегда замечательны.

5.      Злодеи.

Здесь уже дело несколько иное. Мало сделать сильного (в смысле, крепко прописанного) героя, нужно так же усердно подойти и к антагонистам. Хороший автор не будет в попытке показать рост протагониста делать могущественного, но утрированного злодея. Аракава – хороший автор. Однако насчёт злодеев есть кое-какие оговорки.
Так как ТВ-1 хотелось самобытности и не хотелось спойлеров, а ТВ-2 соответствует манге, то так называемые «финальные боссы» тут разные. В своё время так же поступили создатели «Турецкого гамбита», чтобы сохранить интригу. В первой версии за всем стояла Данте, могущественный алхимик и бывшая возлюбленная Хоэнхайма, живущая не одну сотню лет и меняющая тела при помощи философского камня. Она создала гомункулов (а некоторых переманила на свою сторону) и посулила им превращение в людей, если те добудут для неё философский камень. Кинг Бредли, глава государства, и вовсе проворачивает эту аферу на государственном уровне. На самом деле, конечно, исполнять обещания Данте не собирается: она просто хочет стать бессмертной, а заодно и удовлетворить кое-какие немного извращённые желания. То есть, все концы ведут к простой человеческой корысти. Она – главный злодей. Данте, хоть и великий алхимик, но всё же человек, и ей не чужды страсти и желание мести.
Финальный босс ТВ-2 – это гомункул Отец, прародитель всех гомункулов (но не мемов) и сильное сверхъестественное существо. А ещё он доппельгангер Хоэнхайма, поэтому они так похожи. Как и Данте, Отец тоже корыстен. Однако он не человек, и это его преимущество перед ней. Вот только тут одна проблемка. Из-за своих запросов он кажется типичным злодеем, который «хочет захватить мир, потому что так надо». Данте не нужен весь мир: благодаря тому, что один из её гомункулов, Гордыня, правит Аместрисом, власть у неё и так есть. Мало того, в своё время она с Хоэнхаймом целое государство уничтожила и пустила на философский камень, так что и могущества ей не занимать. Ей не обязательно править миром, чтобы чувствовать себя сверхчеловеком. К тому же, у неё есть и приземлённая, человеческая цель: так или иначе быть с Хоэнхаймом. «Так или иначе» означает, что если не с ним самим, то хотя бы с его отпрыском. Это уже звучит как-то мерзковато, особенно учитывая, что у них разница в возрасте в несколько сотен лет. Зато здесь нет инцеста.
Но больше меня беспокоит следующее. Версия 2003-го привнесла изменения в концепцию сериала, в частности, происхождение гомункулов. Там они создавались при запрещённой человеческой трансмутации (а конкретно, попытках кого-то воскресить). Таким образом, гомункул обретал облик того, кого пытались воссоздать с помощью алхимии. Также полученному существу частично передавались воспоминания прототипа. Что с ними делать, гомункул не знал, но легче от этого ему не становилось. Это мощнейшая база для злодейского внутреннего конфликта, наиболее успешно реализованная в образе Похоти и Гнева. И хотя мы никогда не узнаем, кем был Жадность и Обжорство, потому что на их воспоминаниях акцент не делается совсем, Концепция хороша и придаёт дополнительного психологизма. И потому запрет на человеческую трансмутацию более чем логичен: если ты кого-то воскрешаешь, то получаешь неубиваемого живучего монстра, который опасен не только для тебя, но и для всей страны.
Что же у нас в перезапуске? Да просто Отец отделил от себя свои пороки и получил гомункулов. Привет, я Жадность, и я жадный. Здорово, я Зависть и всем завидую. Всё. Конечно, это можно посчитать за шиллеризацию (когда персонажа наделяют одной яркой чертой и доводят её до абсолюта), но весь психологизм первой адаптации всё равно убивается напрочь. От этого выигрывает даже шкафообразный Отец, дескать, он стремился стать идеальным существом и переплюнуть Бога. Но всё равно. А раз человеческая трансмутация не порождает гомункула, почему же она запрещена? Потому, что «человеческая трансмутация» - это и так называемый «эксперимент над человеком» вроде того, что провернул Такер, этот акт неэтичен и запрещён везде. Но этот этический вопрос умещался и в предыдущую концепцию и даже расширил её. Да, Элрики и так пострадали при попытке воскресить мать, но в перезапуске у них получился только искорёженный человек, то есть, почти ничего, а в ТВ-1 – полгомункула. Это ещё большая ответственность, в чём братья сами признаются и винят себя. То есть, по сути, результаты всё равно не равны. Это получается как с курением или алкоголем: как бы нельзя, но если ты с этим связался – твои проблемы, страдаешь-то по итогу только ты (это про случай именно с воскрешением).
И я не одобряю, не знаю, почему, эту линию с Лингом-Жадностью. Как-то перебор, по-моему. А может, и нет; это моя позиция.

6.      Композиция.

Начнём с простого. Во-первых, в первой версии 52 серии, а во второй – 64. Этот перевес позволяет перезапуску, во-первых, лучше раскрыть персонажей, во-вторых, развить сюжет иначе и рассказать про Бригс, Син и Отца. Поскольку финальный босс стал мощнее, потребуется больше времени, чтобы его низвергнуть. То же самое и с его планами: они более мегаломанские и сложные, поэтому надо подольше их готовить к исполнению.
Как ни странно, в то время как сама история усложнилась, композиция перезапуска стала проще. Версия 2003-го начинается с визита Элриков в Лиор, затем следует ряд ретроспекций: и то, как Эдвард сдавал экзамен, и история с говорящей химерой, и посещения пригородов, и многое другое. Затем нам показывают, как братья возвращаются из Лиора отчитываться Рою Мустангу, и начинается основное действие без флешбеков… Ну, то есть, флешбеков-то много, но они не всегда на целый эпизод. В перезапуске тоже есть флешбеки, но какого-то радикального слома композиции нет. Однако почему-то кажется, что некоторые серии перезапуска словно перегружены событиями, их иногда прямо-таки хочется разбить на две. Поэтому я даже не знаю, что думать по этому поводу. Имхо: смотреть ТВ-1 мне было проще.

7.      Пафос.

Тут всё тоже довольно понятно. Так как в перезапуске запросы у врага помощнее, то и пафоса там больше. На самом деле, я не люблю, когда эпичность льёт через край, поэтому, если бы здесь были баллы, то я отдала бы его версии 2003-го, но там пафоса меньше. Вообще, этот пункт должен был называться «финальный махач», но я побоялась, что из-за этих слов читатели, во-первых, будут путать этот пункт со следующим, а во-вторых, мой образ холёного интеллигента в их глазах померкнет. Итак, вкратце: в ТВ-1 финальная битва – камерная (что по мне ей в плюс), а в ТВ-2 – мега-эпичная. Тут вывод один: кому как нравится.

8.      Финал.

Здесь уже речь не о логической кульминации, а именно о развязке, когда антагонист повержен, и о том, что стало с героями после. И тут всё даже сложнее, чем со злодеями. Дело в том, что финал у версии 2003-го более неоднозначный, чем у перезапуска. Победу герои одержали, но дорогой ценой. Альфонс, по сути, отстал в развитии, но вернул тело, а Эдвард и вовсе оказался по ту сторону врат, в нашем мире, где алхимией пользоваться нельзя. То есть, герои скорее потеряли, чем обрели. Однако без такого финала не было бы моего любимого за кучу отсылок и время действия «Завоевателя Шамбалы». Эта любовь, правда, почему-то только у меня, остальные считают полнометражный сиквел неудачным и противоречивым. По мне, так если проводить параллель между Аместрисом с его алхимией и нашим миром, то Германия тридцатых годов – просто идеальный вариант. Там ведь и оккультизм, и институт Аненербе, и Фриц Ланг с его драконом из «Нибелунгов», да просто здорово. Но и тут не всё так гладко. Мои имхо-плюсы – имхо-плюсами, однако финал полнометражки уже удручает. А всё очень просто: мне обидно за Уинри. Она ждала, как Хатико, а Эдвард опять метнулся по ту сторону навсегда, да ещё и Альфонс за ним пошёл. И потом они оба не смогут использовать алхимию, их заденут атомные взрывы в Японии (они ведь туда уехали) и мало ли ещё что. Печаль. А ещё жалко, что альтернативный Хьюз – полицай. Вот.
То ли дело финал перезапуска. Конечно, там нет отдельной истории про наш мир, а Эдвард всё равно лишился дара алхимии, зато все относительно счастливы. И Уинри не надо страдать. И все женились, и у всех есть дети, милый такой хэппи-энд. Правда, пробивался он через килотонны пафоса, и, возможно, из-за этого кажется приторным и более однозначным. Но не плохим.

В общем, я сравнила все пункты, которые собиралась сравнивать. Иными словами, банальная истина…

На вкус и цвет товарища нет, в каждой версии есть свои плюсы, минусы или даже несостыковки. Я, например, до сих пор не могу понять, почему Такер создал первую (!) химеру, понимающую человеческую речь, хотя химер более высокого уровня (Мартель и других) создавали ещё до него.
И опять ИМХО: лично мне больше нравится первая версия аниме. Наверное, отчасти потому, что именно она пришлась на мой 2007-й. Однако не буду переубеждать вас, если вы думаете иначе, бла-бла-бла. Спасибо за внимание. Думаю, после моей мини-диссертации мне полагается десертация)

1 комментарий: