понедельник, 3 октября 2016 г.

Каким должен быть музыкальный клип?



Не хочу хвастаться, но я, учась во ВГИКе, периодически вовлекаюсь в съёмочный процесс и попадаю в массовку. Хотя я, вообще-то, сценарист. Я выбрала эту специальность, потому что люблю писать. Так мне бы хотелось быть ещё и режиссёром собственных фильмов, но я не люблю давить на людей. Актрисой тоже, наверное, могла бы быть, да только я слишком зажата и «рожей не вышла» (и видеоблогером, ха-ха). Поэтому сценарист – идеальный вариант.
Но так однажды получилось, что мои одногруппники снимали музыкальный клип, я там засветилась, а потом мы показали его мастерам. И начались великие споры и пространные рассуждения о том, каким же именно должен быть музыкальный клип. Чтобы понять, из-за чего, собственно, начался сыр-бор, вам лучше посмотреть всё самим. Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=H502C_emV7A&list=LL_Zpp7pPEnNCcmA89l6kj3A&index=309
Тезис мастеров: клип – это пятиминутная короткометражка, в которой, как и в любом кино, обязан быть сюжет, композиция, тема и идея.
Что ж, справедливо. Наверное, было бы неплохо… если бы так всё и было. И если бы каждый клипмейкер именно так подходил к созданию своего шедевра. Но… что мы имеем на практике?
На секундочку: в нашем учебнике по теории драматургии нет ни слова о сценариях музыкальных видео, как и рекламных роликов. То ли потому, что это низкий жанр, то ли потому, что Л.Н. Нехорошев (автор учебника, земля ему пухом) просто не занимался этим феноменом и толком с ним знаком не был. Конечно, его «заместительница» С.Л. Малафеева рассказывала нам, как примерно пишется рекламный ролик, но о клипах, опять же, - ни слова. Об истории феномена нам рассказывали на предмете «История и теория медиа», но это была именно история и именно теория, без теорио-драматургических примесей. Поэтому ТО «Чорты» пришлось полагаться на собственный опыт.
Что я хочу этим сказать: никто нам никогда не говорил, как именно надо снимать клипы, и не ставил никаких ограничений. Кроме временных и локационных: клип снимался в рамках фестиваля «48 часов» и одной квартиры. В остальном – полная свобода творчества.
На самом деле, про музыкальные клипы можно диссертации писать, если никто ещё этого не сделал – это просто непаханое поле для СПГС и прочих рассуждений. Я постараюсь понять, что же, всё-таки, должно быть в клипе, а что – нет. И… да, эта запись тоже была бы лучше в видеоформате.

Постараемся, для начала, разобраться, как всё начиналось. Была такая программа Top of the Pops, и первые клипы снимались именно для неё, чтобы показать, какие люди и с какой песней будут выступать. Там всё было предельно просто: просто музыканты, просто на сцене, просто поют, просто играют. И некоторое время всё так и было. Одна проблема: наблюдать за кучей однообразных видео, хоть и под разный аккомпанемент, довольно скучно. Некоторым хотелось запомниться. Вот тут-то и началось веселье.
Правда, есть маленькое «но»: у нас первый клип появился ещё аж в тридцатые. Это было видео на песню Леонида Утёсова «Пароход». И там был не просто один план оркестра и певца, там была постановка, переодевания и прочее. О как.
Итак, от простых записей выступлений мы перешли к записям выступлений с выкрутасами. Но дальше было ещё веселее. Выкрутасы становились всё более экстремальными, а процент стоящих в кадре и играющих музыкантов стал стремительно сокращаться. Начали добавляться вставки, которые вообще не про группу и даже не про песню. Сначала, допустим, нам просто показывали танцующую под музыку пару. Потом нам показывают спецэффекты, потом истории, потом просто набор бессвязных кадров, потом снимают полнометражные экранизации альбомов (ну, вы понимаете, я всё о своём). И что же мы имеем теперь? У нас под рукой – целый ассортимент художественных средств и целое море киноязыка.
Попробую сейчас хотя бы для самой себя всё это многообразие классифицировать. Насколько я замечаю, клипы можно поделить на несколько основных категорий. Одна из них, наверное, позаимствована из типов экранизации. Бывает экранизация-иллюстрация, когда литературное произведение добуквенно переносится на экран, бывает экранизация «по мотивам», которую все так любят, и которая больше похожа на спин-офф, чем на оригинал, и бывает переложение. Это считается самым лучшим вариантом. Принципы переложения следующие: берётся произведение, берётся стиль режиссёра, и он пытается воссоздать дух того, что было в оригинале, избегая как покадровой копирки, так и сильного отхождения от оригинальной фабулы.

Так же можно поступить и со стихами, и с песней. Клип может либо иллюстрировать (читай: прямо показывать) то, что происходит в тексте, либо иметь к нему хоть какое-то отношение, либо радикально никакого. Но и это можно тоже сделать по-разному. Не секрет, что у клипов тоже есть съёмочные группы, и у каждой есть свой стиль. Не последнюю роль в написании сценария, вероятно, играют и сами музыканты, и жанр клипа определяется настроением песни и, собственно, её жанром.


Сейчас попробую на каждую категорию привести реальный пример. С этим, правда, будет трудновато. Клипов я смотрела не очень много, поэтому примера «клипа-иллюстрации» вспомнить не могу. Ну и сами посудите: если в песне всё уже спели, зачем показывать то же самое? Это как-то… скучновато, что ли. Хотя в теории не запрещается.

Хотя нет, я только что зашла в свои видеозаписи и нашла там пару примеров. Но… с ними сложнее. Первый клип, который я к себе добавила, это песня Аврил Лавин «Alice». Угадайте, из какого фильма. Да, там на месте Мии Васиковски – сама Аврил, но сути это не меняет. Алиса, страна чудес, кадры из фильма, все дела. Почти то же самое и с клипом Pink на песню «Just like fire». Только здесь ещё и Зазеркалье, и с текстом, на самом деле, не так-то просто. Лирическая героиня не хочет оправдывать ожиданий, она предпочитает ломать системы, но при этом хочет сделать мир лучше. Скорее всего, Pink писала эту песню о себе, но в целом текст очень даже можно соотнести и с Алисой.
Отчасти к этой же категории можно причислить клип на песню «Внутри» группы ExNN, хотя он больше похож на переложение. Согласитесь: буквально иллюстрировать песню, изобилующую анафорами, да ещё и в виде слова «внутри», довольно трудно. Потому что там много вещей, которые даже люди с синдромом Аспергера не смогут понять буквально и до конца. Судите сами, вот куплет:
Внутри уютно и тепло
внутри льёт дождь и темно
внутри твоя страна миров
внутри свобода от оков.

Внутри… чего? Помещения? Организма? Внутри… внутреннего мира? А припев у песни вот какой:
Завертелась, закружилась,
Ключ от тайны где?
Там внутри они не ищут,
Там внутри ответ.

А клип нам рассказывает о девушке, которая обитает в замкнутом пространстве и балуется со сканером. Когда она сканирует предметы из комнаты, на абсолютно всех рентгеновских снимках видно некий ключ. Героиня потрошит подушки, ломает предметы, которые сканировала, но ключа нигде не находит. В какой-то момент она сама взбирается на сканер и на снимке своего черепа опять видит ключ. Я начала уже думать, что сейчас она расшибётся об стену и встретит апостола Петра (ШУТКИ ЧЁРНОГО ЮМОРА! Ну, вы поняли, апостола Петра с ключом…), но не тут-то было. Героиня считывает посыл и наконец-то покидает замкнутое пространство. По сути дела, смысл припева перевернули с ног на голову: там-то говорилось, что только ты знаешь ответы на свои вопросы, «внутри ответ». Но героиня выходит изнутри наружу. Контраст? Контраст. Однако хорошо, что ребята поиграли с самим понятием «внутри». Идея с героиней в замкнутом пространстве определённо хороша.
Ещё один пример переложения (снова из собственных видеозаписей): клип группы BrainStorm на песню «Lonely feeling». Да, именно на неё, а не на «Ветер». Несмотря на то, что музыка одна и та же, песни – на разных языках и о разном. «Ветер» - о расставании, а «Lonely feeling», как нетрудно догадаться, - об одиночестве. По сути дела, клип на русскоязычную версию песни – это обрезка клипа англоязычной. Сейчас объясню понятнее. Вот так выглядит скриншот клипа на песню «Lonely feeling»:

А вот так – скриншот из «Ветра»:

Во втором случае мы видим просто одну и ту же сцену с разных ракурсов: Ренарс Кауперс идёт, бежит, поёт. А в первом нам демонстрируют мультик про пингвина. И содержание анимационного фрагмента вполне соответствует песне: и то, и другое – об одиночестве. Сюжет мультика таков: одинокий пингвин живёт у себя на полюсе, один, кругом снега, ему не везёт. Даже рыба не клюёт толком. Ему тоскливо, и он едет в Париж. Сначала ему всё нравится, но потом местный фотограф начинает снимать его с туристами, и пингвину это потихоньку надоедает. Он снова чувствует себя одиноким, но уже в толпе. В итоге он отходит от Эйфелевой башни в осенний парк, видит опавшие листья и радостно везёт себе целую гору домой. Формально его одиночество не прекратилось: он не нашёл себе друзей или ещё что, но в его жизни появилось разнообразие, а всё потому, что он вышел из зоны комфорта. А ещё там есть камео группы BrainStorm, приём «цветное в чёрно-белом» и остылка к песне, которая идёт в альбоме дальше, в самом конце. Концептуальненько! Ах, да… Ещё пингвин страдает синдромом воробья из «Горы самоцветов».

Клип «по мотивам» тоже можно разделить на две подкатегории. Одна из них – «чёткая история, которая НЕ ИМЕЕТ К ПЕСНЕ НУ ВОООООООБЩЕ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ». Пример – Брэндон Флауэрс, клип «Crossfire». В песне лирический герой приходит к любимой, говорит, чтобы та его не боялась и доверяла ему, за окном дождь, они гасят свет, бла-бла-бла. В итоге они оба ничего не будут бояться, потому что вместе. Хороший такой лавсонг с хэппи-эндом. И что же мы видим в клипе?..

А в клипе героя Брэндона Флауэрса постоянно похищают и наносят ему всякий урон, а героиня аки дева-воительница в костюме Лары Крофт спасает его из передряг. Ну… Может, это и можно как-то связать с тем, что поётся в песне, но не дословно и не буквально.
Есть ещё один вариант клипа, который не связан с песней, но это всё равно круто. На таких штуках специализируется группа Ok Go. Скорее всего, вы видели хотя бы один их клип и понимаете, о чём я. Итак, клипы Ok Go – это разыгранное перед камерой сложнейшее действо: танцы на беговых дорожках, цепные реакции, покадровая анимация – да почти всё, что душе угодно! Это выглядит, как эксперимент безумного учёного, и как же это здорово… Возьмите хотя бы «This too shall pass». Сколько там задействовано механизмов! И ведь перед съёмкой надо удостовериться, что все они работают… Боюсь представить, сколько дублей они тратят на каждый свой клип.
Вторая подкатегория называется «ПРОСТО НАБОР КАДРОВ, КОТОРЫЕ…» и дальше по схеме. То есть там, на секундочку, вообще нет истории, или она настолько призрачна, что её трудно уловить. Примерклип на песню «Young blood» группы The Naked and Famous. Клип вы, может, и не видели, но песню слышали точно. Она о причудах, радостях и трудностях молодости. Тут вам и переменчивое настроение, и бесконечные поиски чего-то, и всё такое прочее. В клипе… разные молодые люди… бегают туда-сюда, прыгают по машинам, запускают воздушных змеев, зажигают бенгальские огни, ныряют, лазают по деревьям, показывают ссадины и… самоубиваются?..

А ещё там какие-то красивые взрывы и то ли треки от ракет, то ли летающий серпантин… Эмм, что это было?
Впрочем, если привязывать название песни к возрасту героев, то связь есть.
Если посмотреть все перечисленные клипы, то можно заметить, что там либо присутствуют сами исполнители, либо совсем нет. И кстати: старая добрая концепция «группа поёт на сцене» никуда не делась! Так что если вы музыкант, у вас есть средства и вам лень придумывать сценарий, отчаиваться не надо. Просто встаньте на сцену и спойте. Нет, это не будет скучно. Сцена, например, может быть обвешана лампочками и вертеться, как в клипе White Rabbits «Percussion Gun», а может стоять на месте, как у Mumford & Sons в «Little Lion Man»: главное, так же грамотно выбрать ракурсы и поставить свет. Сцена может находиться в разных неожиданных местах, сцены может вовсе не быть… Да много можно придумать, не заморачиваясь с сюжетом. А можно зрителя и вовсе обмануть, как это сделали Snow Patrol. Клип «Run» начинается, как типичный клип с группой на сцене: группа из-за кулис выходит, выступает. А потом происходит сюжетный твист: камера показывает зрительный зал. Он пуст. Это был настоящий мини-концерт ни перед кем. Или же просто репетиция, зависит от того, оптимист вы или пессимист. Главное, что благодаря, опять-таки, правильно выставленному свету никто не замечает, что в зале никого нет.
Таким образом мы выяснили, что музыкальный клип тоже может быть искусством. Вы, пожалуйста, не думайте: ни один из этих подходов я не осуждаю и не считаю плохим. Набор кадров под музыку тоже надо уметь сделать. Клип не обязан иметь сюжет и строгую композицию. Всё должно исходить из взгляда автора. В конце концов, мы живём в эпоху постпостмодернизма, все границы уже давно размыты, а цензура есть не везде. Не скрою, раньше меня, мягко говоря, вводило в ступор, почему видеоряд в клипе никак не связан с песней, но я выросла и многое переоценила.
К сожалению, единственный ответ на вопрос «Каким должен быть музыкальный клип?» только один: да бог его знает. Не нам этого решать.

1 комментарий:

  1. Странно, что ты ничего не написала про клипы Rammstein, ну или там "Пробки" Земфиры (брррр)

    ОтветитьУдалить