И не
думайте, что я что-то вырезал, например, мотивацию.
Это
вместо меня сделали создатели.
(с)
BadComedian, обзор фильма «Левиафан».
Александр
Миндадзе, нет спору, - талантливый режиссёр и сценарист. Пока он работал с
Вадимом Абдрашитовым, они создали много стоящих фильмов. Конечно, к этим
картинам можно относиться по-разному, их можно даже не любить за
беспросветность драмы, но если сравнивать их с любым фильмом из послужного
списка того же Балабанова, станет ясно, что это лишь цветочки.
Потом из-за
разногласий по творческим причинам Миндадзе went solo, и стал «сам себе
режиссёр» (шутка про «Я всегда с собой беру видеокамеру»). В лучших традициях
Тарковского, который считал, что автор сценария и режиссёр должны быть, в
лучшем случае, одним человеком. «Нелучший, но хороший» случай с двумя
художниками, понимающими друг друга с полуслова, Миндадзе на себе уже испытал.
А потом понимание закончилось.
Снял он не так
много, но его фильмы ценятся не меньше результатов тандема с Абдрашитовым. Их
показывают на «Закрытом показе» с последующим обсуждением. В частности,
например, говорили о «Магнитных бурях» и «В субботу». Наши мастера его тоже
очень ценят, а потому, когда мы пропустили семинар современного фильма, где
показывали «МХДП», они сами нам его поставили. Меня всегда интересовала тема
нацизма в Германии, и я никогда не против посмотреть на бытовые детали того
времени, поэтому уже предвкушала, что фильм мне понравится, и я возьму его себе
на заметку.
Фильм рассказывает
о небольшой группе немецких специалистов, которые были отправлены до начала
Второй мировой в Советский союз, чтобы там при помощи местных рабочих
произвести качественные увеличительные линзы. Работа не ладится, и спустя
некоторое время инженеры начинают закатывать истерики и ненавидеть друг друга.
И вот однажды один из специалистов, Ханс, закидывая в топку уголь, поднял
температуру так, что печь взорвалась, и пострадали люди. Одна девушка даже
погибла. Рядом с Хансом в тот момент находился Пётр, советский рабочий, и
пытался его остановить. После инцидента стало ясно, что им обоим не избежать
ответственности. Ханс, под предлогом того, что у него в Германии дети, сначала
просит Петра принять вину на себя, затем становится ему другом и влюбляется в
его… то ли сестру, то ли жену, то ли подругу, я уже плохо помню, да это и не
столь важно, на самом деле. Она, по счастливому совпадению, учила немецкий в
школе и знает его на отлично, поэтому при ней Ханс может не притворяться немым
(то, что он немец, от родных и знакомых Петра тщательно скрывают).
Параллельно нам
показывают ещё и отношения героя с остальными специалистами. Среди них –
пьянчуга Вилли, ответственный лидер Отто и замужняя, но несчастливая в браке и
безответно влюблённая в Ханса Грета. Все они по-разному относятся к своей
задаче и политической ситуации на родине. Вилли, вроде как, вообще не нацист,
да и Грета в партии не числится. Однако всех объединяет одно: их дальнейшая
судьба зависит от результатов задания. То есть, если они вернутся ни с чем, их,
скорее всего, повяжут. Но на их счастье, та авария с взрывом печи дала героям
стекло нужной кондиции, а следовательно, и шанс качественно сделать линзы.
Примечательно,
что Ханс, главный, по сути, герой в первые минуты фильма вообще молчит и никак себя
не проявляет. Судя по всему, человек он порядочный, раз боится жертвовать
людьми ради новой порции стекла. И раз он дружит с Петром, и, в принципе,
нормально относится к русским. Он весьма симпатичен, хоть и напоминает слегка
смесь Мадса Миккельсена и Геббельса. Даже к влюблённой в него Грете он
относится с некоторой жалостью, а сцена с шахматным поединком, где он сразу
отдаёт ей короля, просто восхитительна. Правда, то, что следует сразу за этой
сценой, мягко говоря, шокирует. В общем, тем самым белым королём, которого Ханс
Грете отдал, он… её насилует.
Зачем это
вообще было, для меня до сих пор загадка. Что этим хотел сказать автор? И сам
Ханс? Мол, «я тебя удовлетворил, но сам остался непричастен, так что сиди тут и
радуйся, и не проси большего, я ведь всё равно тебя не люблю»? Тогда, выходит,
мы немного поторопились с выводами о порядочности Ханса.
В другой сцене
он убегает от Зои (подруги Петра) и случайно заводит себе собаку, которую он
называет… Ни за что не поверите… Грета! Ну, тоже за ним бегает, как собачонка.
И от этого становится то ли смешно, то ли (что более вероятно) грустно.
Собаку-то он любит, в отличие от Греты. И, конечно, Зою любит. Значит, толика
порядочности и нормальности в нём всё-таки есть. И за грузовиком с Петром он бежит
(хотя время спустя зачем-то спрыгивает), и героиню Розы Хайруллиной (мать
погибшей девушки) в поезде обнимает… В общем, у нас уже складывается
впечатление, что этот человек, не желающий напрасных жертв и испытывающий муки
совести и свойственные нормальным людям привязанности, поймёт, что воевать с
СССР не хочет, так как там живут близкие.
Но миссия
выполнена, и время спустя происходит вот что…
Э-эм-м,
господин Миндадзе, не могли бы вы ответить мне на два вопроса? Хорошо. Первый
вопрос: вас не заставляли вырезать какие-нибудь сцены в промежутке между
отъездом Ханса и его приездом? Ах, ну да, какое там: вы же сами себе режиссёр…
да и склейка тут такая аккуратная. Да и если бы что-то вырезали, наверняка бы
занесли ножницы над сценой с шахматным королём. Тогда второй вопрос: скажите,
пожалуйста, главный герой – псих или дурак? Нет-нет, не обижайтесь, пожалуйста.
Я всё сейчас объясню.
Итак, вот вы
показываете нам, как герой привязался к местным жителям. И в следующий миг вы
нам показываете, как этот же человек в военной форме (!) приезжает в те же
места и… улыбается. Он не понимает, что раз на нём форма, то он приехал в
Россию не на курорт и не с ностальгической целью? Стало быть, он дурак. Видно,
линзы, которые они весь фильм делали, оказались розового цвета. Или же он
намеренно приехал туда воевать и радуется перспективе убивать людей, к которым
привязался? Стало быть, он псих. Но психи в Третьем Рейхе долго не живут, это
каждому известно. Всех психов, гомосексуалистов и прочих «физически
неполноценных» подвергали программе Т-4. Это объяснялось Евгеникой и очищением
расы от дефектных элементов. Что, правда, не мешало держать в руководящих
должностях садистов и извращенцев. Но Ханс – обычный инженер, и раз всей
компании в случае провала угрожали расправой, то не пощадили бы и его, и на его
сдвиги не стали бы закрывать глаза. Наоборот, это бы стало дополнительной
причиной для того, чтобы его убрать. Стало быть, он не псих, а обычный дурак.
Однако постойте, давайте-ка зачтём фрагмент аннотации с КиноПоиска:
«
».
А-а, так это
был нервный срыв, а не простое опоздание на место у печи, у которой нужно было
стоять в определённое время. То есть, герой не торопливо закидывает уголь в
печь, потому что опоздал и обязан был это сделать, он делает это в следствие нервного срыва… Стало быть, вредное
производство сказалось на его рассудке и обеспечило ему раздвоение личности? Ну
сами посудите: герой то благородно уступает Грете партию в шахматы, то насилует
её шахматным королём. То просит Петра его отмазать и принять вину на себя, то
пьёт с ним брудершафта. То обнимает Розу Хайруллину, то издевается над Вилли,
обзывая его нацистом. То прыгает за Петром в уезжающий грузовик, то спрыгивает
с него. То не хочет подвергать опасности невинных людей, то приезжает их
убивать в военной форме. Противоречие? Противоречие. Стало быть, он псих. Или
же он просто обладатель загадочной немецкой души и сам не знает, чего он хочет?
И даже критическая ситуация, то есть, война, не заставила его быстрее принимать
решение, на чьей стороне ему быть? Стало быть, он дурак.
Не спорю: в те
времена было много людей, которые не разделяли взглядов правящей партии, но при
этом вступали туда и отдавали детей в гитлерюгенд. Просто для виду, для
галочки, лишь бы обезопасить себя и свою семью. Позиция же Ханса касательно
НСДАП не слишком ясна. Опять же: он то обвиняет в нацизме своего коллегу, то
говорит Грете, что ей повезло: король-то был белый, а не чёрный. И – да,
кстати, по поводу его семьи. На эту тему тоже как будто закрыли глаза: Ханс
говорит о своей семье только один раз, Петру, в тот самый момент, когда
убеждает не раскрывать его причастности к аварии. И – всё, больше ни одного
слова. Грета, например, о своём муже постоянно твердит, и мы не забываем о том,
что он действительно существует. В случае Ханса же мы снова вынуждены гадать:
то ли это просто было выдуманное оправдание, либо (что мы уже вынуждены
подумать) галлюцинация. Он больше не говорит ни о жене, ни о детях, нам даже
фотографии их не показывают, будто их и вовсе нет. Стало быть, он… псих, да ещё
и корыстная сволочь.
И открытый
финал, где он приходит к Зое побриться, а та перестаёт разговаривать с ним
по-немецки, уже воспринимается как-то «на отвали». Когнитивный диссонанс
застилает глаза, и становится уже всё равно, перережет ли она ему горло бритвой
или просто побреет и отпустит. Всё равно, лишь бы этот то ли псих, то ли дурак
перестал улыбаться и сбивать нас с толку.
И может, мои
возмущения выглядят слишком наивными и детскими. Может, здесь скрывается
какая-то глубина о противоречии человеческих эмоций. Может, автор хотел показать,
что все люди братья. Что загадочная русская душа влияет на душу немецкую. Но я
из этого делаю очередные два вывода, вдобавок к рассуждению по поводу
умственного развития героя и наличия у него душевных болезней:
1) Автор
вырезал мотивацию;
2) Автор мотивацию
тупо не прописал.
По поводу
первого пункта я уже выразила своё сомнение. Но в этом хотя бы не было бы вины
Миндадзе, и его можно было бы простить. Здесь же – опять старая добрая
недосказанность, которая влечёт за собой не почву для размышлений, а бездну
трактовок и полное отсутствие конкретики.
И тут бы снова
цитировать обзор «Левиафана», но я, пожалуй, процитирую лучше предмет
исследования.
Ваши мотивы для
меня загадка, Ханс. Я не хочу вдаваться. Видимо, это что-то такое, что мне не
по уму, то, что с вами происходит (с) Отто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий