четверг, 10 ноября 2016 г.

Позиция плебея: финал фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»



И не думайте, что я что-то вырезал, например, мотивацию.
Это вместо меня сделали создатели.
(с) BadComedian, обзор фильма «Левиафан».
Александр Миндадзе, нет спору, - талантливый режиссёр и сценарист. Пока он работал с Вадимом Абдрашитовым, они создали много стоящих фильмов. Конечно, к этим картинам можно относиться по-разному, их можно даже не любить за беспросветность драмы, но если сравнивать их с любым фильмом из послужного списка того же Балабанова, станет ясно, что это лишь цветочки.
Потом из-за разногласий по творческим причинам Миндадзе went solo, и стал «сам себе режиссёр» (шутка про «Я всегда с собой беру видеокамеру»). В лучших традициях Тарковского, который считал, что автор сценария и режиссёр должны быть, в лучшем случае, одним человеком. «Нелучший, но хороший» случай с двумя художниками, понимающими друг друга с полуслова, Миндадзе на себе уже испытал. А потом понимание закончилось.
Снял он не так много, но его фильмы ценятся не меньше результатов тандема с Абдрашитовым. Их показывают на «Закрытом показе» с последующим обсуждением. В частности, например, говорили о «Магнитных бурях» и «В субботу». Наши мастера его тоже очень ценят, а потому, когда мы пропустили семинар современного фильма, где показывали «МХДП», они сами нам его поставили. Меня всегда интересовала тема нацизма в Германии, и я никогда не против посмотреть на бытовые детали того времени, поэтому уже предвкушала, что фильм мне понравится, и я возьму его себе на заметку.

Фильм рассказывает о небольшой группе немецких специалистов, которые были отправлены до начала Второй мировой в Советский союз, чтобы там при помощи местных рабочих произвести качественные увеличительные линзы. Работа не ладится, и спустя некоторое время инженеры начинают закатывать истерики и ненавидеть друг друга. И вот однажды один из специалистов, Ханс, закидывая в топку уголь, поднял температуру так, что печь взорвалась, и пострадали люди. Одна девушка даже погибла. Рядом с Хансом в тот момент находился Пётр, советский рабочий, и пытался его остановить. После инцидента стало ясно, что им обоим не избежать ответственности. Ханс, под предлогом того, что у него в Германии дети, сначала просит Петра принять вину на себя, затем становится ему другом и влюбляется в его… то ли сестру, то ли жену, то ли подругу, я уже плохо помню, да это и не столь важно, на самом деле. Она, по счастливому совпадению, учила немецкий в школе и знает его на отлично, поэтому при ней Ханс может не притворяться немым (то, что он немец, от родных и знакомых Петра тщательно скрывают).
Параллельно нам показывают ещё и отношения героя с остальными специалистами. Среди них – пьянчуга Вилли, ответственный лидер Отто и замужняя, но несчастливая в браке и безответно влюблённая в Ханса Грета. Все они по-разному относятся к своей задаче и политической ситуации на родине. Вилли, вроде как, вообще не нацист, да и Грета в партии не числится. Однако всех объединяет одно: их дальнейшая судьба зависит от результатов задания. То есть, если они вернутся ни с чем, их, скорее всего, повяжут. Но на их счастье, та авария с взрывом печи дала героям стекло нужной кондиции, а следовательно, и шанс качественно сделать линзы.
Примечательно, что Ханс, главный, по сути, герой в первые минуты фильма вообще молчит и никак себя не проявляет. Судя по всему, человек он порядочный, раз боится жертвовать людьми ради новой порции стекла. И раз он дружит с Петром, и, в принципе, нормально относится к русским. Он весьма симпатичен, хоть и напоминает слегка смесь Мадса Миккельсена и Геббельса. Даже к влюблённой в него Грете он относится с некоторой жалостью, а сцена с шахматным поединком, где он сразу отдаёт ей короля, просто восхитительна. Правда, то, что следует сразу за этой сценой, мягко говоря, шокирует. В общем, тем самым белым королём, которого Ханс Грете отдал, он… её насилует.

Зачем это вообще было, для меня до сих пор загадка. Что этим хотел сказать автор? И сам Ханс? Мол, «я тебя удовлетворил, но сам остался непричастен, так что сиди тут и радуйся, и не проси большего, я ведь всё равно тебя не люблю»? Тогда, выходит, мы немного поторопились с выводами о порядочности Ханса.
В другой сцене он убегает от Зои (подруги Петра) и случайно заводит себе собаку, которую он называет… Ни за что не поверите… Грета! Ну, тоже за ним бегает, как собачонка. И от этого становится то ли смешно, то ли (что более вероятно) грустно. Собаку-то он любит, в отличие от Греты. И, конечно, Зою любит. Значит, толика порядочности и нормальности в нём всё-таки есть. И за грузовиком с Петром он бежит (хотя время спустя зачем-то спрыгивает), и героиню Розы Хайруллиной (мать погибшей девушки) в поезде обнимает… В общем, у нас уже складывается впечатление, что этот человек, не желающий напрасных жертв и испытывающий муки совести и свойственные нормальным людям привязанности, поймёт, что воевать с СССР не хочет, так как там живут близкие.
Но миссия выполнена, и время спустя происходит вот что…

Э-эм-м, господин Миндадзе, не могли бы вы ответить мне на два вопроса? Хорошо. Первый вопрос: вас не заставляли вырезать какие-нибудь сцены в промежутке между отъездом Ханса и его приездом? Ах, ну да, какое там: вы же сами себе режиссёр… да и склейка тут такая аккуратная. Да и если бы что-то вырезали, наверняка бы занесли ножницы над сценой с шахматным королём. Тогда второй вопрос: скажите, пожалуйста, главный герой – псих или дурак? Нет-нет, не обижайтесь, пожалуйста. Я всё сейчас объясню.
Итак, вот вы показываете нам, как герой привязался к местным жителям. И в следующий миг вы нам показываете, как этот же человек в военной форме (!) приезжает в те же места и… улыбается. Он не понимает, что раз на нём форма, то он приехал в Россию не на курорт и не с ностальгической целью? Стало быть, он дурак. Видно, линзы, которые они весь фильм делали, оказались розового цвета. Или же он намеренно приехал туда воевать и радуется перспективе убивать людей, к которым привязался? Стало быть, он псих. Но психи в Третьем Рейхе долго не живут, это каждому известно. Всех психов, гомосексуалистов и прочих «физически неполноценных» подвергали программе Т-4. Это объяснялось Евгеникой и очищением расы от дефектных элементов. Что, правда, не мешало держать в руководящих должностях садистов и извращенцев. Но Ханс – обычный инженер, и раз всей компании в случае провала угрожали расправой, то не пощадили бы и его, и на его сдвиги не стали бы закрывать глаза. Наоборот, это бы стало дополнительной причиной для того, чтобы его убрать. Стало быть, он не псих, а обычный дурак. Однако постойте, давайте-ка зачтём фрагмент аннотации с КиноПоиска:
«Во время ответственной варки у инженера Ханса случается нервный срыв, приведший к тяжелым последствиям…».
А-а, так это был нервный срыв, а не простое опоздание на место у печи, у которой нужно было стоять в определённое время. То есть, герой не торопливо закидывает уголь в печь, потому что опоздал и обязан был это сделать, он делает это в следствие нервного срыва… Стало быть, вредное производство сказалось на его рассудке и обеспечило ему раздвоение личности? Ну сами посудите: герой то благородно уступает Грете партию в шахматы, то насилует её шахматным королём. То просит Петра его отмазать и принять вину на себя, то пьёт с ним брудершафта. То обнимает Розу Хайруллину, то издевается над Вилли, обзывая его нацистом. То прыгает за Петром в уезжающий грузовик, то спрыгивает с него. То не хочет подвергать опасности невинных людей, то приезжает их убивать в военной форме. Противоречие? Противоречие. Стало быть, он псих. Или же он просто обладатель загадочной немецкой души и сам не знает, чего он хочет? И даже критическая ситуация, то есть, война, не заставила его быстрее принимать решение, на чьей стороне ему быть? Стало быть, он дурак.
Не спорю: в те времена было много людей, которые не разделяли взглядов правящей партии, но при этом вступали туда и отдавали детей в гитлерюгенд. Просто для виду, для галочки, лишь бы обезопасить себя и свою семью. Позиция же Ханса касательно НСДАП не слишком ясна. Опять же: он то обвиняет в нацизме своего коллегу, то говорит Грете, что ей повезло: король-то был белый, а не чёрный. И – да, кстати, по поводу его семьи. На эту тему тоже как будто закрыли глаза: Ханс говорит о своей семье только один раз, Петру, в тот самый момент, когда убеждает не раскрывать его причастности к аварии. И – всё, больше ни одного слова. Грета, например, о своём муже постоянно твердит, и мы не забываем о том, что он действительно существует. В случае Ханса же мы снова вынуждены гадать: то ли это просто было выдуманное оправдание, либо (что мы уже вынуждены подумать) галлюцинация. Он больше не говорит ни о жене, ни о детях, нам даже фотографии их не показывают, будто их и вовсе нет. Стало быть, он… псих, да ещё и корыстная сволочь.
И открытый финал, где он приходит к Зое побриться, а та перестаёт разговаривать с ним по-немецки, уже воспринимается как-то «на отвали». Когнитивный диссонанс застилает глаза, и становится уже всё равно, перережет ли она ему горло бритвой или просто побреет и отпустит. Всё равно, лишь бы этот то ли псих, то ли дурак перестал улыбаться и сбивать нас с толку.

И может, мои возмущения выглядят слишком наивными и детскими. Может, здесь скрывается какая-то глубина о противоречии человеческих эмоций. Может, автор хотел показать, что все люди братья. Что загадочная русская душа влияет на душу немецкую. Но я из этого делаю очередные два вывода, вдобавок к рассуждению по поводу умственного развития героя и наличия у него душевных болезней:
1) Автор вырезал мотивацию;
2) Автор мотивацию тупо не прописал.
По поводу первого пункта я уже выразила своё сомнение. Но в этом хотя бы не было бы вины Миндадзе, и его можно было бы простить. Здесь же – опять старая добрая недосказанность, которая влечёт за собой не почву для размышлений, а бездну трактовок и полное отсутствие конкретики.
И тут бы снова цитировать обзор «Левиафана», но я, пожалуй, процитирую лучше предмет исследования.
Ваши мотивы для меня загадка, Ханс. Я не хочу вдаваться. Видимо, это что-то такое, что мне не по уму, то, что с вами происходит (с) Отто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий