понедельник, 5 сентября 2016 г.

Топ-10 Достов в кино



Для нежных и трепетных,
Для всех мягких сердцем…
(с) СБПЧ, "Вечный взрыв".

Когда смотрю обзоры или просто кино, то иногда от комментирующих слышу примерно следующее: «Этот герой слишком идеален!», «Да не бывает таких людей», «Он всех прощает, а это не адекватная реакция на унижения»… И тогда меня начинает грызть сомнение: а вдруг о моих персонажах будут говорить то же самое?
Не спорю, Фридрих, главный герой моих «Необходимых жертв» - сущий Марти Стю. Мне нужна была сублимация, поэтому я наделила его своими чертами характера, и стала наблюдать за похождениями своей мэйл-версии в альтернативной вселенной. Это мне помогало разобраться в себе и как-то над собой расти. И он, и я – перфекционисты, мы оба добрые, самоотверженные и стараемся всем понравиться, быть идеальными во всём.

У нас есть, конечно, и недостатки. Целое море. Однако мы стараемся с ними бороться и быть лучше… Ну, или, в крайнем случае, свои недостатки скрывать и не афишировать. А ещё мы – лютые сверхконформисты.

…Нет, не в этом смысле.
Короче говоря, воспитывая в себе свой странный идеал, мы искореняем из себя всякий мусор, но, судя по всему, это не помогает. Однако кое в чём мы преуспели – теперь, выходя в люди, мы кажемся всем высокомерными чистоплюями. Поздравляю, дружище. И теперь я боюсь, что под определение «слишком идеального» персонажа попадёт и мой Фридрих, а вместе с ним – и я. И в существование таких людей, как мы с ним, никто не будет верить, и у меня случится когнитивный диссонанс.
Поэтому я хочу сказать: мы существуем. Мы не идеальны, но к этому стремимся. А что именно имеете в виду вы, когда говорите, что персонаж «слишком идеален»? Может, он просто один из нас?
МОЖЕТ, ОН ДОСТ?
Краткая справка: Дост – это сокращённо от «Достоевский». Соционический тип из квадры Дельта, этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), рационал. Сильные стороны – этика отношений, интуиция возможностей. Слабые стороны – научная логика и волевая сенсорика (отстаивание мнения).

Считается, что мы прирождённые психологи или на худой конец священники. Мы замкнуты и неуверенны в себе. Мы пытаемся понять других людей, а потом жалеем, потому что чужие проблемы заглушают и выталкивают наши собственные. Мы умеем игнорировать внешние неудобства, если понадобится, однако не всегда умеем их ликвидировать. Мы любим порядок, но не очень умеем его наводить. Мы умеем видеть варианты и выбирать лучшие. Мы стараемся и готовы помочь, но не будем настаивать. И нас немало. Мы везде. Даже в кино. Поэтому я представляю вам ещё один топ-10. И я уверена, что на чрезмерную идеальность этих персонажей вы никогда не жаловались.
Итак, топ-10 Достов в кино.

10-е место.
Про Антонио Вивальди снимали достаточно фильмов, однако в этом он особенно Дост. (Точного названия фильма и даже кадров мне не удалось найти, но, кажется, это был то ли выпуск какой-то передачи с реконструкцией вроде тех, что делает ВВС, то ли полноценный фильм, но Кинопоиск вам ничего не даст. Я помню только отрывочно. Например, сцену, где его жена, которая была в плавании на корабле, прислала ему письмо с локоном сына, а потом композитору сообщили, что они погибли во время кораблекрушения, а Вивальди сохранил локон и периодически посматривал на него. А кончился фильм тем, что он стал работать с другой певицей, которая влюбилась в него, и едет с ней в карете, а она прикладывает сонную голову ему на плечо).
Ещё был документальный фильм с клавишником Yes в роли ведущего, и там рассказывалось, что Вивальди, наоборот, был бунтарь и настоящий рокер, но в том фильме он был прямо Дост. Конечно, вы можете сказать, что он такой просто потому, что священник, а я вам скажу…

9-е место.
Наш старый знакомый по топу третьих лишних – Пьеро Батист. К этому персонажу есть нарекания: всё-таки, из-за него страдает Натали, его жена. Однако он ведь при всей любви к Гаранс и её не бросает! Хотя, возможно, это из-за того, что в позапрошлом веке было худо с разводами.

  
8-е место.
И ещё один знакомый по предыдущему топу. Павел Фарятьев. Отчасти его любовь к Александре началась именно с жалости, от которой страдают все ЭИИ. И снова, как Батист, он ненароком жестоко поступает с Любой. Но ведь если бы он снова проявил жалость и только из-за неё начал с ней встречаться, это было бы уже лицемерие, верно?..
  
7-е место.
Возможно, вы в детстве смотрели канал Nickelodeon. А если да, то сто процентов помните сериал «Эй, Арнольд!». И, конечно, милого заглавного героя, мальчика со странной головой, готового всем помочь. Что примечательно, в сериале нет однозначно злых злодеев. Благодаря Арнольду всё становится каким-то более человечным. Вот бы и в жизни так.
  
6-е место.
Висконти в своём фильме «Рокко и его братья» каким-то странным образом сумел соединить «Идиота» и «Братьев Карамазовых» Фёдора Михайловича, хотя, судя по названию соционического типа, о котором идёт речь, это совсем не удивительно. Как можно догадаться, речь идёт именно о самом Рокко. Очень странно, что при своём мягком характере он очень хорош в боксе, хотя это может объясняться подсознанием и всем таким прочим.
Ах, да... Ещё его играет Ален Делон.
  
5-е место.
Я помню, что у Гриффита была «Нетерпимость», но здесь пойдёт речь не об этом фильме, а о «Сломанных побегах», который, на мой взгляд, несправедливо обделяют вниманием, хотя к сюжету у Роскомнадзора, видимо, много нареканий.
Один из главных героев – китаец без имени, живущий в Америке. Он по доброте душевной помогает героине Лилиан Гиш, пятнадцатилетней девушке, отец которой – разорившийся боксёр с алкогольной зависимостью, и избивает её. Несмотря на то, что китаец курит опиум (выкуси, РКН), он оказывается гораздо порядочнее боксёра, однако в финале всё трагично.

4-е место.
Кто это тут у нас? Очередной герой из топа третьих лишних, упомянутый вскользь? Здравствуй, Виктор ван Дорт.
Этот молодой человек очень нерешителен, замкнут и немного не от мира сего. Рисует и играет на фортепиано вместо того, чтобы думать о мещанских проблемах. Мысль о браке по расчёту его беспокоит, но, к счастью, в будущую жену он тут же влюбляется. Неловкость, следствие нерешительности и волнения, приводит его к встрече с Эмили. И если первое время Виктор колеблется, потому что не хочет бросать Викторию и заставлять её страдать, то потом, получше узнав Эмили и проникшись к ней сочувствием, решается всё-таки жениться на ней, даже если ценой его освобождения будет его жизнь.

3-е место.
Вы вряд ли видели сериал по книге Дудинцева «Белые одежды», но знайте: главный герой там – Дост. Зовут его Фёдор Дежкин, а играет его Валерий Гаркалин. Действие происходит во время царствования в советской науке учения Лысенко. Последователи традиционной генетики преследуются. Изначально Дежкин был послан начальством, чтобы разоблачить «неправильных» учёных у себя в институте, однако впоследствии кое-что узнаёт и переходит на их сторону, несмотря на то, что ему самому будет грозить преследование. Считает, что «добро есть страдание», потому что желание сделать доброе дело возникает при виде страданий другого человека».
  
2-е место.
Ещё один человек, который приютил несовершеннолетнюю и каждый день сталкивается с грубостью и жестокостью мира – Генри Барт, учитель английской литературы из фильма Тони Кэя. Он временно работает в школе для трудных подростков. В него влюбляются не только учительницы, но и ученицы (что неудивительно, потому что играет его Эдриан Броуди). Барт, по своему признанию, старается решать проблемы по мере поступления, как говорят все стрессонеустойчивые типы вроде ЭИИ.

1-е место.
Наверное, это будет читерство, поэтому не удивляйтесь, что первое место занимает герой Достоевского, а именно князь Мышкин (в исполнении Юрия Яковлева). На мой взгляд, этот персонаж – в принципе эталон всех ЭИИ наравне с Алёшей Карамазовым или Соней Мармеладовой. Поэтому тут комментарии даже как-то излишни.

  
Это место мог бы занять и Илья Обломов из фильма Михалкова, если бы в фильме не было так много истерик. И не надо далеко ходить, чтобы сказать: Мармеладова в исполнении Татьяны Бедовой тоже могла бы оказаться на вершине, если бы актриса не переигрывала. Иными словами, тут всё довольно субъективно и зависит от того, сколько фильмов я видела, и какое именно исполнение мне нравится. Например, оценить аналог Мышкина в «Даунхаусе» я не могу, потому что не видела фильма. Ну, и последний комментарий по поводу нашего лидера – это касается и японского Мышкина в фильме Куросавы, но просто… Сами понимаете, патриотизм и всё такое. Нашему человеку, всё-таки, как то проще и ближе.
Это тоже мог бы быть топ-15, потому что «няш» в кино довольно много, но в том, что все они – Досты, я не уверена на сто процентов. Взять хотя бы котёнка Гава, Оливера Твиста, Лунтика, Россию-куна («Хеталия»), Йо Асакуру («Король Шаманов»), Альфонса Элрика («Стальной алхимик»), Пита Мелларка («Голодные игры»), Новосельцева («Служебный роман»), Бузыкина («Осенний марафон»), Вильгельм Шуман («Корабль дураков»)… Да мало ли вы видели героев, которые не любят насилия, жертвуют собой и всех людей вокруг себя превращают в добрых и милых?..
И, пожалуйста, не называйте меня сексисткой просто потому, что в топе – одни мужчины.
Добра вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий