воскресенье, 15 марта 2015 г.

И окажется не всем я бы мог сказать… (с)



Пожалуй, стереотипы – самая коварная вещь на планете после тщеславия. Если бы я была им подвержена настолько, чтобы не смотреть фильм с участием Кирстен Стюарт, я бы очень сильно ошиблась. Потому что фильм этот – «Говори».
На мой взгляд, он обязателен к просмотру всем девочкам-подросткам наравне с «Джуно», но только гораздо более приличен. Правда, тут не придётся смеяться над забавными ситуациями, в которые попадает героиня: жанр другой. Он рассказывает не о том, что болит временно, а о том, что проходит долго. Боль Джуно прошла сразу после родов, а боль Мелинды не дала видимых последствий, но бросила во внутренний конфликт, который, если посмотреть шире, можно расценивать и как внешний: Мелинда против общества вокруг неё, общества, которое ничего не знает и позволяет себе судить.
Темп фильма неторопливый, как любая депрессия. В течение года Мелинда Сордино, главная героиня, пытается выжить в школе. Надо сказать, что героине я действительно сопереживала ещё до того, как узнала, что с ней случилось. Мои симпатии всегда были на стороне аутсайдеров. И Кирстен Стюарт, что удивительно, здесь совсем не раздражала. Она довольно органично смотрелась в одежде «прилежной девочки», немного странной и немного замухрышки. И туповато открытого рта, постоянного атрибута «Сумерек», замечено не было. Наверное, это как раз потому, что Мелинда отказывается говорить. Но голос у неё неплохой, по дублированным фрагментам из «Сумерек», которые я смогла выдержать, этого понять было нельзя. Голос у неё оказался неожиданно низким. Поэтому контраст между Молчаливой Мелиндой и Мелиндой Заговорившей в сцене с подружкой ощущается сильнее.
Возвращаясь к сумеркам, замечу, что аутсайдеровость там и здесь – абсолютно разная. Если в майеровской истории аутсайдеровость – мэрисьюшна, то есть «Я вся такая милая и красивая, и все – идиоты, раз это не замечают, но главный красавчик в итоге всё равно достанется мне», в «Говори» - она парадоксальна. Мелинда живёт в розовой комнате, неудивительной для прилежных милых девочек, но вот сама она – слишком мрачна для этой комнаты. Как все и не как все. Вроде бы, типичная принцесса, но встречают её в школе как отребье. Задаёшься вопросом: «Почему?». И когда узнаёшь, сразу понимаешь состояние героини. И тогда уже исчезает сомнение, сочувствовать ей или нет. Возникают другие вопросы: как у неё хватило сил, и неужели никто так и не понял? Ещё тогда?
Ещё мне казалось, что правда всплывёт как-то через творчество Мелинды, её сублимацию. Отчасти мне жаль, что это произошло по-другому, но зато момент разговора Мелинды с самой собой получился хорошо. Особенно переход на кадр с болотом сразу после того, как героиня желает подруге зла. Вообще, в фильме много таких подобных визуальных штучек, но, к сожалению, было бы здорово, если бы фильм был чуть более оригинальным в изобразительных средствах. Зато его украшают флешбеки. Но, быть может, вся эта неяркость и была придумана специально. Несмотря на это, в фильме всё же есть обдуманные ходы с цветом и звуком.
Как пресловутые «Сумерки», «Говори» - тоже фильм по книге. Надеюсь, что за основу взяты не факты из биографии автора. Но мне понятна эта проблема, со мной однажды тоже чуть не случилось то же самое. Поэтому совершенно однозначно, на чьей я была стороне.
Помимо небольшого разнообразия, хотелось бы ещё, чтобы была развита линия персонажа Майкла Ангарано, чтобы он тоже проявил участие к проблемам Мелинды. Вероятно, авторы сценария сочли, что его линия должна закончиться на «победе» Мелинды, то есть, на приглашении в кафе. Это, конечно, дало зрителю надежду, что у неё всё будет хорошо, но хотелось бы получить этому подтверждение и лишний раз взглянуть на Майкла)) Но подобной претензии по отношению к учителю рисования, почему-то, не возникает. Чего не скажешь об учителе истории. Могли бы хоть как-то показать его эмоции, что ли…
Несмотря на это, мой вердикт всё-таки положительный. Это хороший фильм для подростков, обязательный к просмотру.

суббота, 7 марта 2015 г.

Циничное о "любви"

Чем больше я читаю, тем сильнее теряю веру в любовь. Во всех прочитанных мною книгах слово «любовь» можно легко заменить словом «похоть», и ничего особо не изменится. Либо это литература от древних греков до Возрождения реально об этом, либо я стала слишком циником  и фрейдистом. Теперь, когда перечитываю фрагменты «Изгоев», всё сильнее убеждаюсь в их недостоверности, но уже не только исторической.